Кыргызстан, г. Бишкек,
пр. Чуй 128/20

Башня Бурана

Кыргызстан в середине 10 века входил в состав государства Караханидов. Это было очень сильное государство, которое способствовало развитию ремесел, торговли, строительства и появлению новых городов. К таким новым городам в то время относился и Баласагун – это Буранинское городище, название которого произошло от башни Бурана. Руины этого знаменитого городища располагаются в 12 км от города Токмак.

Этот архитектурный памятник славится интересной историей. Караханидский каганат в X-XII вв. являлся крупнейшим феодальным государством Средней Азии и Казахстана. Основатели его «караханы» — «черные ханы» (выходцы из племени чигили), обитавшие на Тянь-Шане, в короткое время во второй половине Х в. покорили огромную территорию, в пределы которой входили земли от р. Или на востоке до р. Аму-Дарья на западе. Одной из столиц этого государства и являлся город Баласагун, основанный караханидами в середине Х в. в восточной части Чуйской долины.

На территории Кыргызстана при караханидах развиваются старые и возникают новые города и поселения. Центры крупных городов благоустраиваются, в них возводятся мусульманские культовые сооружения. Ряд таких монументальных сооружений был построен и в городе Баласагуне, свидетельством чего являются башня Бурана, мавзолеи и другие постройки, открытые археологами при раскопках.

Баласагун, в отличие от других городов Средней Азии, не пострадал от нашествия войск Чингисхана, и монголы даже переименовали его в Гобалык, то есть «Хороший город». Город продолжал существовать и в XIII-XIV вв., но уже не имел того значения, как прежде. Жизнь в городе постепенно затухает, жители его покидают, постройки разрушаются, и к ХV в. он окончательно прекратил свое существование. Имя его было забыто, и только минарет да остатки крепостных сооружений являлись немыми свидетелями некогда существовавшей здесь столицы государства караханидов.

Буранинский минарет построен из жжёного кирпича, а на данный момент является частью культурного наследия Кыргызстана. Изначально башня возвышалась над землей на высоту 40 метров, но впоследствии землетрясения разрушили верхнюю часть, буквально «срезав» около 18 метров. Башня Бурана состоит из основы, цоколя и ствола. Фундамент выполнен из раствора глины с камнем и выглядит как четырехугольный подиум. Две грани украшены мраморной облицовкой, другие, по всей видимости, примыкали к уже разрушенным постройкам.

В середине подиума находится восьмигранник цоколя пятиметровой высотой. Грани цоколя имеют арочные ниши с рисунками и красуются в обрамлении рамок. Цоколь служит опорой постепенно сужающемуся стволу, украшенному потрясающе прекрасной кирпичной кладкой. С юга находится вход в минарет шириной менее метра. На вершину башни можно забраться по винтовой лестнице со ступенями из жженого кирпича с дощатыми перекрытиями. Раньше во время подъема можно было видеть улицу через окна в стволе башни.

С восточной стороны минарета были расположены мавзолеи (гумбезы), остатки которых раскопаны в 1970-1972 и 1974 гг. От них остались лишь нижние основания. Все три мавзолея являются уникальными памятниками средневековой архитектуры Кыргызстана.

Мавзолей 1
В плане — восьмигранной формы. Сохранился на высоту 1,8 м. Диаметр его окружности 11 м, толщина стены 1,7 м. Сложен из жженого кирпича на глиняном растворе. Нижняя часть выполнена гладкой кладкой, выше проходит комбинированная кладка из спаренных вертикальных и горизонтальных кирпичей. Эта кладка составляла декор всей поверхности восьмигранника до его верха. Вход в мавзолей располагался в центре западной грани примерно на высоте 2 м. В полу мавзолея находилось 4 захоронения. Мавзолей имел купольное перекрытие. Общая высота этой усыпальницы достигала 11 м. Датируется памятник XI-XII вв.

Мавзолей 2
В плане — круглое сооружение диаметром 13,6 м, толщина стены 1,8 м. Портал мавзолея находился с восточной стороны и соединялся с круглым сооружением коридорообразным входом длиной 5 м. У места соединения портала с круглым сооружением с внешней стороны имеются четырехугольной формы камеры. Портал имел богатое декоративное убранство, состоящее из различных сочетаний кладки фигурных кирпичиков и пояса надписей арабским алфавитом. В полу мавзолея находилось 11 захоронений в два яруса.

Мавзолей 3
По своей форме он аналогичен мавзолею 2. Имеет ту же планировку и почти те же размеры. По краям портала и у входа в мавзолей располагались колонны. В стене мавзолея с южной, западной и северной сторон имелось по одному световому окну. В полу мавзолея находилось 28 захоронений, расположенных в три яруса. Мавзолей 2 и 3 имели купольные перекрытия и высота их была не менее 17 м. Оба памятника датируются XI-XII вв.

В 150 м к северо-западу от холма в 1974 г. было открыто монументальное сооружение из жженого кирпича. Размеры постройки 12,3х16 м, сохранившаяся высота 2 м. Вход находился в центре восточной стены. С южной, западной и северной сторон к постройке примыкали помещения из сырцового кирпича. При раскопках были обнаружены глиняная посуда, монеты, часть бронзового светильника и кайраки с арабскими надписями. Судя по найденным предметам, этот памятник датируется XI в.

Кроме архитектурных памятников в музее под открытым небом демонстрируются и другие экспонаты, как найденные на самом городище, так и доставленные с других районов республики. Большая часть этих памятников собрана и привезена в музей археологом Д.В. Винником в период с 1970 по 1983 гг.

 

Каменные изваяния — балбалы

Каменные изваяния (балбалы)составляют значительную коллекцию материалов музея, насчитывающую 80 скульптур. Они собраны с разрушенных древнетюркских могильников, главным образом, Чуйской долины, но есть и статуи с Иссык-Куля и Тянь-Шаня.

Этот вид памятников, в основном, распространен на территории Северного Кыргызстана в местах обитания кочевников — тюрков. Каменные изваяния представляют собой скульптуры с тщательной проработкой черт лица, головного убора или прически, предметов украшения, одежды, оружия и. т. д. Вместе с тем встречаются и примитивно выполненные изваяния с обозначением на камне только лица. Большей частью изображался мужчина-воин с оружием или без него и чашей в правой руке. Реже встречаются скульптуры женщин.

Каменные изваяния представляют собой как бы портретные изображения самих тюрок. Устанавливалась скульптура на могилах или ритуальных сооружениях — оградках четырехугольной или прямоугольной форм, выложенных из камней. С распространением ислама обряд погребения с установкой каменных изваяний на могилах исчезает. В коллекции музея представлены скульптуры, являющие собой подлинные шедевры изобразительного искусства тюрков периода VI-X вв.

 

Каменные орудия труда

Представлены в музее коллекцией мельничных жерновов, найденных при раскопках на территории Буранинского городища. Они датируются X-XII вв. В собрании этих видов сельскохозяйственных орудий труда экспанируются и жернова с мельниц нашего времени и молотильные камни XVIII — начала ХХ вв.

 

Памятники эпиграфики

Представлены надгробными стелами с надписями на арабском языке. Собраны они с мусульманских кладбищ XIX — начала ХХ в. в ближайших к Буранинскому городищу местах. На стелах даны изречения из Корана, а также имя и год смерти покойного.

Значительная серия материалов из раскопок на Буранинском городище экспонируется в двух залах музейного здания. Здесь представлена глиняная посуда различных форм и размеров — от миниатюрных чашек до сосудов вместимостью 100 и более литров. Наряду с глиняной демонстрируется и посуда из стекла. Интересны керамические и бронзовые светильники. Многочисленны ручные зернотерки, кайраки с арабской и несторианской письменностями, звенья гончарных водопроводных труб. Богата коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, бронзовых монет и т.д.

 

Легенды Кыргызстана — Башня Бурана

Башня Бурана находится в 10 км к югу от Токмака. Считается, что башня являлась частью минарета, и прежде была выше, чем в настоящее время… у кыргызов имеются несколько версий по происхождению названия этой башни.

Согласно одной из легенд, у одного могущественного хана была прекрасная дочь по имени Монара, которую он сильно любил и оберегал. Однажды он созвал всех звездочётов и ясновидящих со всей местности и приказал предсказать будущее девушки. Все они, кроме одного, предсказали девушке счастливую жизнь. Этот же аксакал заявил: «Я могу сказать вам только правду, хотя вы можете и казнить меня за это. Судьба вашей дочери печальна. Едва она доживёт до своего 16-тилетия, как чёрный паук укусит ее, и она тотчас же умрёт».

Хан пришёл в ярость, но он не мог не обратить на это предсказание внимание. Поэтому он построил высокую башню и заточил этого звездочёта в небольшой комнате внизу башни, а свою дочь поместил в другой комнате наверху башни в полном одиночестве.

Дочь росла в башне, любуясь долинами через четыре окна в куполе, которые выходили на все стороны света – север, юг, восток и запад. Слуги приносили ей еду и воду в корзине с едой, забираясь по лестнице, приставленной с внешней стороны башни. Их обыскивали с головы до ног, чтобы убедиться, что ни в одежде, ни в пище или посуде не спрятался паук.

И, наконец, наступил день её 16-тилетия, хан был очень рад, что предсказания старика не сбылись. Ему захотелось поздравить её в такой «знаменательный день», и он вошёл в её комнату с гроздями винограда. Поздравляя её и целуя, он вручил ей фрукты, она взяла их и вдруг неожиданно упала и умерла. Ошеломленный хан осмотрел свой подарок … и обнаружил там чёрного паука.

Хан, охваченный горем, так громко рыдал, что башня затряслась, и её верх свалился, оставив от себя развалины, которые мы и видим сейчас.